Вадим Забелкин: "Это - мое дело!"
Карта сайта
Новости сайта
Список имен
Фотоальбом
Любимые ссылки
Об авторе

     Перед выходом на арену Вадима Забелкина, конферансье в течение нескольких минут перечисляет его многочисленные титулы и награды. А сам он в разговоре старается не затрагивать эту тему. Слегка стесняясь, Вадим уходит от ответа на вопрос, как же были завоеваны им главные призы цирковых фестивалей в Париже и Вене, Буэнос-Айресе и Варшаве, Берлине и Амстердаме, Лас-Вегасе и Лондоне.

Справка: Вадим Забелкин, 36 лет. Обладатель Главного приза "Золотая клетка" международного фестиваля дрессировщиков в Лас-Вегасе.
Окончив институт физкультуры им. Лесгафта, два года проработал профессиональным тренером. Дважды был чемпионом Советского Союза по служебному собаководству (военизированное многоборье). В начале 90-х пришел на постоянную работу в Московский Государственный цирк в качестве дрессировщика хищников. Работал с медведями, львами и ягуарами, позднее переключился только на львов и тигров. А для экзотики включил в свой репертуар номер с питонами и крокодилами.
Женат. Жена Инна и двое сыновей сопровождают в гастрольных поездках, периодически выходя с главой семейства на арену.


     Свое нежелание разговаривать на "титульную" тему Вадим объясняет тем, что зачастую все эти звания ничего не значат, так как бывают в основном просто-напросто куплены. Для него единственным мерилом значимости артиста является реакция публики на выступление:
- Если народ хорошо принимает и расходится после представления довольный, вот это - да, ты крутой. А если уходишь с арены под стук собственных копыт...
     Да будь ты хоть дважды заслуженным, зал за титулы тебе аплодировать не станет.

- И как приняли Ваш номер в Нижнем Новгороде?
В. З. - Хорошо. Гастроли прошли в общем удачно, но только благодаря постепенной рекламной раскачке. Первую неделю мы "горели" в полном смысле этого слова. Народу было крайне мало и неизвестно по каким причинам. То ли жара, то ли недоброкачественные программы, которые были до нас плюс антикомфортная обстановка внутри цирка.

- В программе "Конго" Вы выходите с дрессированными львами, тигром и... питонами и крокодилами. Как появилась идея сделать номер с рептилиями?
В. З. - Чисто по коммерческим причинам. Спрос такой сейчас: номеров с крокодилами практически нет. Номеров с питонами много, но у меня они служат в основном для некой интриги, так сказать, для украшения номера.

- И как вообще происходит их дрессура?
В. З. - А никак. Змеи просто постепенно адаптируются к рукам. Интеллекта у них как такового вообще нет, поэтому ожидать от них какого-то сверхпослушания не приходится. Вот крокодилы еще что-то соображают. Но и они считаются практически неподдающимися дрессировке. Если крокодил дал себя взять с открытой пастью - это уже достижение великое. Тем более, что наши крокодилы по породе опасные для человека. На Западе есть номера, но с аллигаторами, а с сиамскими (бешеными по своей натуре) крокодилами работаю только я.

- Вадим, поддерживаете ли Вы какие-то отношения с другими дрессировщиками?
В. З. - Да не очень. В основном с зарубежными. Наши очень ревнивые, друг друга недолюбливают, как правило.

- То есть они для Вас больше конкуренты, чем коллеги?
В. З. - Они для меня - нет, а я для них - да.

- Почему?
В. З. - Они же все из династий, семейные традиции у них. А мы - с улицы. Простые работяги, работающие до седьмого пота. Они понимают, что с таким напором можно достичь больших высот. Поэтому мы маленько неугодны для них.

- А как Вы вообще попали в цирк? Просто пришли и сказали: У меня есть львы и я хочу здесь работать?
В. З. - Примерно так и было. Место в цирке ведь можно точно также купить, как и в торговой лавке. Уходящий дрессировщик продает свое место желающему и какое-то время натаскивает, помогает пройти так называемую стажировку.

- То есть, Вы хотите сказать, что в детстве совсем не бредили цирком, мечтая о том прекрасном дне, когда Вы выйдете на арену и скажете "Але-ап!"?
В. З. - Да Вы что, я и в цирк-то в детстве не ходил вообще! И кто такие львы, знал только по мультфильмам типа "Каникулы Бонифация". О дрессуре и не думал. После школы закончил Институт физкультуры и пару лет поработал профессиональным спортивным тренером. Еще натаскивал овчарок и ризеншнауцеров. А потом пошла большая мода держать дома кого-то экзотичного. Много писалось про семью Берберовых из Баку. Так я заинтересовался львами. Немного подумал, пошел в зоопарк и купил себе пару. Это не проблемно, если есть деньги. С ними-то и пришел десять лет назад в цирк. И мне здесь нравится. Я считаю, что это мое дело, что я нашел свое место в жизни.

- Что больше повлияло на выбор профессии: деньги или экзотика?
В. З. - Материальной заинтересованности в цирке нет никакой. Первые 2-3 месяца я вообще не получал никаких денег. Сейчас имею зарплату в среднем сто с небольшим долларов. Так что весь интерес держится на азарте.

- Насколько я знаю, Вы являетесь единственным дрессировщиком, выступающим с тигром без привычной сетки...
В. З. - Я так работаю все десять лет. Так что опыт в этом имею огромный. А в Москве в цирке Никулина семь месяцев выступал с пятью хищниками без клетки. Тигр был на поводке, а львы - вообще без ничего. Вот это был действительно опасный номер, который никто более в мире не делает. Об это не раз писали во многих мировых цирковых журналах.

- Есть в Вашем "арсенале" и еще один уникальный трюк: поднятие 280-килограммового льва на плечи. Для чего Вы это делаете? Ведь не исключена возможность, что он может и укусить, и даже покалечить...
В. З. - Такая вероятность есть. Но я с детства с ним занимаюсь. Он меня, наверное, уважает, потому и не кусает. Но это ни о чем не говорит, он может развернуться в любой момент и укусить. А может просто лапой махнуть и оскальпировать. Предугадать всплеск агрессивности невозможно.
     Для чего я это делаю? Трудно сказать. Хочется показать вот такой вот тесный контакт с диким хищником. Это же очень эффектно выглядит.

- Я заметила, во время выступления Вы очень часто подкармливаете своих четвероногих артистов кусочками мяса…
В. З. - Мне многие говорят: "Ты их через чур много кормишь!" А я это делаю для того, чтобы темп у представления был. Львы великолепно понимают, что если они что-то быстро сделают, то получат свой кусок мяса. Я вырабатываю у них этакий азарт на жрачку.

- То есть в дрессировке Вы предпочитаете делать упор на пряник, а не на кнут?
В. З. - Я стараюсь не давить на них и не бить. В самом крайнем случае, при явном нападении, приходится применять физические методы. А в дрессуре, когда зверь не идет на контакт, я предпочитаю его просто увлечь чем-то, в чем-то обмануть, игрой вызвать интерес к выполнению трюка. Но никак не битьем!

- Одна известная дрессировщица в интервью постоянно называет своих подопечных "сыночками-дочками" и просто "деточками", объясняя это тем, что относится к животным, как к человеческим детям...
В. З. - Скорее всего, так оно и есть. Детей же тоже наказывают, бывает. Если не наказывать, то вырастают такие идиоты, с которыми потом одни проблемы. Так же и с животными. Я считаю, что пока они маленькие, их надо иногда в чем-то наказывать пожестче, чтобы в более зрелом возрасте они тебя уже уважали и признавали как лидера, как вожака, которого надо слушаться беспрекословно. Наказывать надо, но не лупить. Это, во-первых, некрасиво, а во-вторых, портит репутацию дрессировщика. Лупишь - значит не можешь наладить контакта со зверем. Надо чувствовать зверя, понимать его и обязательно быть уверенным в себе. Тогда успех обеспечен.

- Какой возраст животного самый благоприятный для начала отрабатывания с ним номера?
В. З. - В пять месяцев у львенка уже видно, годен он для цирковой работы или нет. А в десять он уже может выступать на публике. То есть он будет еще, конечно, маленький и без красивой гривы, но многие номера сработает наравне со взрослыми львами. У меня есть три льва, которые в пятимесячном возрасте исполняли такие трюки, которые не мог повторить ни один взрослый лев.
     Вообще, у меня в мечтах сделать номер, для которого будут нужны как раз молодые львы, с разницей в возрасте не более, чем в 5-6 месяцев. Мне надо, чтобы они выросли вместе, постоянно общаясь между собой и хорошо относясь друг к другу. Иначе - катастрофа: перегрызутся прямо на арене и дрессировщика разорвут в клочья.
     Я хочу, чтобы в этом моем номере одновременно участвовало 20 львов. Чтобы по сцене носилась этакая косматая армада. Причем в таком темпе, чтобы зрителей с первых рядов просто сносило воздушным вихрем. Вот это будет номер! Двадцать львов, синхронно выполняющие в бешеном темпе групповые трюки - это фантастическое зрелище.

- Что мешает Вам осуществить эту мечту?
В. З. - Сложно найти такое количество молодняка. Ведь для того, чтобы отобрать двадцать львов, надо пересмотреть, как минимум, тридцать. Причем даже из отобранных двадцати, великолепно работать будут не более десяти, а остальные - просто создавать рабочий фон.

     Увлекшись рассказом о своей мечте, Вадим скромно умолчал о своем увлечении. Как мне по большому секрету поведали друзья и коллеги Забелкина, он любит петь. Имея приятный, чуть хрипловатый баритон, Вадим неплохо исполняет песни из репертуара Николая Расторгуева. Так что не исключено, что, может, через год-два на арене российского цирка появится еще один уникальный номер: распевающие дуэтом человек и лев. Зная упорный характер Вадима Забелкина, более чем уверена, что у него это получиться.

(июнь 2000 года)




Карта сайта Новости сайта Список имен Фотоальбом Любимые ссылки Об авторе Гостевая книга

@



Hosted by uCoz