|
Трехлетний мальчик подошел к пианино и, не видя клавиш, подобрал одним пальцем только что услышанную по телевизору мелодию. И кто-то из взрослых сказал – ну вот, человек, наверное, обречен…
Справка
Денис Мацуев родился в 1975 году в Иркутске, в музыкальной семье. Уже в 16 лет стал лауреатом Международного благотворительного фонда «Новые имена» (Вице-президентом которого с недавнего времени он является). В 1991 году вместе с родителями переехал в Москву для продолжения музыкального образования.
Важным этапом его биографии является Гран-при на Международном конкурсе пианистов в г. Иоганнесбурге (ЮАР). В 1994 году Денис поступил в Московскую консерваторию в класс народного артиста России, профессора А.А. Наседкина, а, начиная с 3 курса, занимался в классе народного артиста России, профессора С.Л. Доренского. Новой творческой победой Д. Мацуева в 1998 году стало звание лауреата на Международном конкурсе пианистов в Париже. А летом того же года музыкант удостоился самой большой в своей пианистической карьере конкурсной награды: лауреатства I премии ХI Международного конкурса им. П.И. Чайковского.
В 1999 году Денис окончил консерваторию. С тех пор он непрерывно дает концерты как в России, так и за рубежом, в его загранпаспорте - отметки о пересечении границ 54 государств.
Выпустил за рубежом 14 хорошо продаваемых дисков, а в прошлом году на российском отделении фирмы BMG-Classic вышел Tribute to Horovitz – первый официальный в России диск Дениса Мацуева.
Денис, вы никогда не противились тому, что вас заставили заниматься музыкой?
- Никогда в жизни. Да я никогда особо много и не занимался. Естественно, был такой период, когда меня заставляли. Я был абсолютно приземленным ребенком, а не вундеркиндом, хотя меня им и называли. Для меня музыка не была единственным светом в окошке. Я много играл в футбол. Я был старостой двора и зимой заливал каток, играл в хоккей и ломал руки три раза подряд. Дрался как сумасшедший. То есть рос абсолютно нормальным мальчишкой...
1998 год многие называют переломным годом в вашей жизни…
- И это действительно так. Первое место в конкурсе Чайковского - это эпохальный момент в жизни любого музыканта. У нас, у пианистов, существует, к сожалению, всего пять конкурсов (так называемый топ-«пятерка»), после которых у тебя есть действительно шанс заявить о себе на международной сцене. Да и то не факт. Помогает только полная победа. Если вторая или третья премия – никто на тебя не обратит внимания вообще. В этом огромная трагедия нашей профессии… Мне – повезло.
На конкурсе им. Чайковского вы играли на рояле фирмы «Ямаха», лицом которой сейчас являетесь. А как началось ваше сотрудничество и в чем оно заключается?
- Японцы меня выслеживали давно, начав это еще за 3-4 года до конкурса Чайковского… А на фестивале их рояль оказался лучшим из тех, что были на сцене. «Ямаха» находится в постоянном поиске улучшения мощности звука и у них есть блестящие результаты. Поэтому я выбрал их. У нас абсолютно некоммерческое соглашение. Они просто предоставляют свои лучшие инструменты для моих главных концертов в сезоне, куда бы я его не попросил: хоть на Красную площадь, хоть на Луну.
Мой рояль передвигается со мной по всему миру. Вместе с настройщиком, которого зовут Казуто Осато. Он ездил 15 лет с Рихтером, который тоже играл на «Ямахе». То, что и Рихтер в свое время выбрал именно эту фирму, для меня было также серьезным показателем, получалась некая преемственность.
В 1995 году на Сидмонтонский фестиваль Эндрю Ллойда Уэббера впервые был приглашен академический музыкант. Им стал российский пианист Денис Мацуев…
- Эндрю меня приметил через фонд «Новые имена», и я был приятно удивлен, получив от него это приглашение. Я был первым музыкантом, который на его фестивале представил исключительно классическую программу из двух отделений. А на бис я сыграл свои собственные импровизации на тему его опер. Эндрю был поражен и пригласил меня и на следующий год, что абсолютно противоречит законам его фестиваля, на который дважды никто не приглашается. Это действительно великий человек, хоть и абсолютно простой в общении и мне приятна наша дружба.
Ваши концертные джазовые бисирования - это импровизации сходу?
- Абсолютно. Есть такие музыканты, которые себя считают джазовыми и заучивают свои импровизации. Я считаю, что это неправильно. Момент импровизации должен рождаться прямо на сцене. Естественно, какие-то общие заготовки есть в голове, но получится в результате – этого я не знаю. Джаз - это моя вторая страсть, но я не претендую на то, чтобы называться джазовым музыкантом. Тем более, что это не чистый джаз, а какие-то мои стилевые фантазии, которые нравятся публике.
Вы играли со многими оркестрами и дирижерами. Есть ли из них такие, про которых вы можете сказать: «Это мой оркестр! Это мой дирижер!» ?
- Действительно, у солиста существует такое мнение: «Это мой дирижер!» Вот оркестр может быть любой. Но если едет твой дирижер, он может сработаться с любым оркестром, каким бы тот не был. Будь то Берлинская филармония, баварское радио или, например, Токийская филармония… К счастью, у меня их несколько, моих замечательных старших коллег, которых я очень люблю и благодарю судьбу, за то, что свела меня с ними. Потому что это действительно великие люди: Федосеев, Марис Янссенс, Спиваков, Горенштейн и многие другие…
Сколько часов в день вам приходится заниматься, чтобы «держать форму»?
- Я вообще никогда много не занимался и считаю, что сидеть за инструментом более трех часов опасно. Потому что после трех часов мозги отключаются, и включается технический аппарат, который до добра не доведет. Есть фанаты, которые занимаются по 10-12 часов, но это абсолютно индивидуально. Мне двух-трех часов вполне хватает.
Занимаетесь дома?
- Да. «Ямаха» подарила мне прекрасный инструмент, который теперь стоит в моей комнате в доме на Новом Арбате.
И как реагируют на это соседи?
- Сейчас уже привыкли. А сначала…Ну представьте ситуацию - они всю жизнь жили в этом доме тихой спокойной жизнью. И вдруг приехали новые жильцы, внесли в дом огромный рояль… Первое время гениально было: я взял два аккорда – сразу звонок в дверь: «Что это было тут у вас?» Ну я им отвечаю: «Да я вот, понимаете ли, пианист… Вот приходите на концерт». И слышу в ответ: «Да мы понимаем, что вы пианист, но вот у нас такая проблема: когда вы начинаете играть, у нас попугай с жердочки падает!!» (смеется) Потом вроде как договорились. Я ночами не занимаюсь, сделал звукоизоляцию в комнате. Они и смирились. И теперь при встрече иногда слышу даже: «Ой, а мы вас вчера по телевизору на приеме у Путина видели!»
Вообще, если серьезно, это проблема не только у нас. Я знаю, например, что в Лондоне и Нью-Йорке музыкой нельзя заниматься после 10 вечера, могут подать в суд, оштрафовать на большие деньги. Лучше, конечно, жить в отдельном доме, чтобы никто не мешал и никому не мешать.
Есть такие перспективы?
- В принципе - да. Конечно, в Подмосковье жить очень приятно, но какое время забирает дорога с ее пробками! Хотя… Посмотрим в будущем…
А жить за рубежом?
- Мне давным-давно еще предлагали полностью перебраться туда, но… Я не могу. Я русский человек и хочу дома жить. Я уже доказал, что можно сделать карьеру на Западе, живя в России. В 90-е годы это было просто невозможно. Тогда считалось, что в России живут только второсортные музыканты, все лучшие же уехали. И я очень счастлив, что смог хотя бы частично разрушить этот миф.
И чтец, и жнец, и …
Денис, расскажите, пожалуйста, о своей необычной для классического пианиста работе с пермским театром.
- Это «Ballet Imperial» - замечательный проект под музыку Второго концерта Чайковского, в постановке Баланчина. Рояль был поставлен в партере, первые ряды разобраны, оркестр - в оркестровой яме, а балет танцевал на сцене. Я сразу поставил условие, что ни под какие ножки не буду отвлекаться и ни в коем случае не буду аккомпанировать под па или фуэте и т.д. Потому что здесь на первом плане – музыка Петра Ильича. Их это устроило, слава Богу, мы подружились и уже раз пятнадцать показали его. Он с полнейшим успехом прошел в Москве на фестивале «Крещендо»…
…одним из организаторов которого вы являетесь…
- Да, но это уже не первая моя работа подобного плана. Я неожиданно для себя обнаружил в себе организаторские способности. Результатом этого стали два фестиваля. Они очень сильно отличаются друг от друга. Первый – «Звезды на Байкале» - это подарок моей сибирской публике, был в прошлом году в Иркутске, откуда я родом. К счастью, губернатор нас поддержал, дал денег, и на фестиваль приехали большие наши мэтры: Спиваков, «Виртуозы Москвы», Елена Образцова, Горенштейн, Гаранян, Федотов и многие-многие другие.
А второй мой фестиваль - это «Крещендо», который прошел в феврале уже этого года. Я благодарен судьбе, что связала меня с таким гениальным (не побоюсь этого слова) администратором («русским Дягилевым», как называл его Ростропович) Давидом Смелянским. Он мне предложил собрать молодых исполнителей и заявить о себе во весь голос. Доказать, что новая русская исполнительская школа – существует. И что есть преемственность поколений, и есть та музыкальная и творческая мощь России, которая всегда была. И мы это доказали! В течение недели во всех залах Москвы шли программы «Крещендо». Принимал участие Федоссев со своим оркестром. Были интересные камерные программы. А открытии и закрытии звучали премьеры молодого и талантливого композитора Гии Канчели. Был джазовый концерт, где все ребята играли только джазовую музыку – я их всех совратил на это. Был большой концерт с биг-бэндом Гараняна в зале Чайковского. И в завершение – большой прием у Президента в Кремле 15 февраля. Мы никуда не напрашивались, это была полностью инициатива администрации Президента, и огромная честь для нас.
Я надеюсь, что теперь фестиваль будет ежегодный и выездной. На будущий год, в апреле 2006 года, он состоится в Петербурге, с оркестром самого Темирканова. Там будет участвовать огромное количество наших талантов. Билеты планируем по 200-300 рублей, как это было в Москве, чтобы концерты стали общедоступными. Никто изначально не ставил задачу заработать на этом, так как это абсолютно ущербное мероприятие, все уходит в нуль.
А преподавательской деятельностью не было желания заняться?
- Никогда в жизни, упаси господь! Это не мое и никогда в жизни я этим не займусь. Здесь нужно разделять: или играешь, или преподаешь. Совмещать невозможно. Видимо, у меня нет этой жилки. Я могу показать, как это играть, но как достигнуть такой игры, я объяснить не смогу. Может быть, я и сам этого не знаю…
Я подарю тебе звезду…
Денис, в созвездии Лира одна из звезд носит ваше имя…
- А, ну это давно уже, еще после конкурса Чайковского. И я не могу относится к этому без иронии. Все очень просто. Еще до конкурса им. Чаковского галактическим сообществом было заранее обговорено с организаторами конкурса, что получивший 1 место получает и звезду. А я даже не видел ее никогда. Для меня это просто это хохма…. (смеется)
А что из себя представляет ваш японский фэн-клуб?
- Ну фэн-клубы у меня и в Китае, и в России есть. А японский даже официально зарегистрирован в Интернете. Его организаторы – какое-то девочки, которые специально русский язык для этого выучили. Я часто заглядываю на их сайт. И это все очень приятно – если тебя любят, ходят на твои концерты, если у тебя есть почитатели…
Ваша известность не мешает вам в каких-то простых житейских ситуациях? По Москве, например, вы перемещаетесь на личном авто или в метро?
- У меня есть машина, но я ее не вожу. В Москве просто невозможно нормально ездить. Там закон: кто первый, кто наглее, тот и прав. Подрезания, обгоны… А я знаю, какой я сумасшедший и легкозаводимый человек. Поэтому, от греха подальше, я не сажусь за руль.
Я могу и в метро проехать. Узнают, конечно… Ну и что? Приятно… Пока не напрягает. Русская публика – самая дорогая мне публика. У нас очень сложный зритель, самый придирчивый. Я люблю своего зрителя и знаю, что его очень сложно удержать. А потому каждый концерт в России для меня один из самых ответственных и желаемых всегда. Я постоянно говорю молодым: «Если ты прошел «на ура» у наших, то тебе уже не страшно ничего!»
Есть определенный круг артистов, считающих, что скандал вокруг имени – это тоже неплохая реклама. Насколько вы зависимы от того, что про вас говорят и пишут?
- Я не считаю, что скандалы – это хорошая реклама. Ну, вот, например, последняя история, когда все газеты трубили: «Мацуева ограбили!». Мне не нужен такой пиар! Знакомые удивляются: «Ну ты чего? Все газеты и даже Интерфакс!!! Это же такая реклама!» Нет, вот такая мне не нужна. Я уже собираю полные залы и счастлив этому… Сейчас для меня важно не опуститься ниже этого уровня и удивлять публику чем-то новым и новым по части интерпретации, репертуара… А скандальная пресса мне не нужна. Я все-таки классический музыкант и здесь немножко другие отношения. Хотя, я великолепно понимаю, что в наше время вообще без рекламы обойтись невозможно.
Музыканты не всегда дружны со спортом. А вы играли и в футбол, и в хоккей…
- Я люблю спорт. В свое время очень много занимался не только футболом и хоккеем, но и теннисом. Сейчас, к сожалению, из-за катастрофический нехватки времени моя спортивная форма оставляет желать лучшего… А когда-то в футболе у меня были серьезные намерения и музыка оставалась на втором месте. Я играл в юношеской профессиональной команде в Иркутске, был центр-форвардом и строил определенные планы. Но музыка перевесила…
К машинам вы равнодушны, на спорт времени не хватает… А какие-нибудь чисто мужские домашние дела можете делать? Например, устроить кран, сменить розетку или хотя бы вбить гвоздь в стену, чтобы повесить очередной диплом?
- Ну гвоздь прибить смогу. (задумчиво) Розетку вот сменить - вряд ли… Готовить я тоже не умею. Нет, в этом отношении я (разочарованно цокает языком) немножко не тот… По хозяйству – это не ко мне, к сожалению…
При вашей невероятной занятости, хватает ли у вас времени, чтобы хотя бы иногда бывать на концертах, ходить в театр?
- Обязательно! Я вообще театральный человек. В свое время мой папа был завмузчастью в Иркутском драматическом театре. Я вырос в театре, дышал этой атмосферой, варился в ней… Естественно, что переехав в Москву, я обошел почти все театры: МХАТ, «Ленком», «Современник»… Я люблю театральную и киношную тусовку, творческие компании… Сейчас, при такой моей загрузке, естественно, стало проблемнее выбираться куда-то. Но я стараюсь ходить на концерты моих друзей, а также известных музыкантов и дирижеров. Я заряжаюсь от этого.
Вы фотогеничный, молодой и известный. Не приглашали сниматься в рекламе или на обложки журналов?
- Постоянно приглашают. Для журналов я очень много снимаюсь, за что меня часто корят в консерватории: «Ну зачем тебе нужно связываться с попсой? Зачем тебе нужно сниматься в передаче Оксаны Пушкиной «Женский взгляд»?» А Оксана талантливая женщина и сделала очень хорошую передачу про меня… К сожалению, у нас в стране существует такое мнение: если ты становишься публичным человеком, снимаешься на обложках глянцевых журналов и о тебе делают передачи – здесь попахивает какой-то попсой, да еще и с немножко плохим вкусом. Я был бы рад разрушить этот стереотип.
(декабрь 2005 года)
|