|
Его история вполне обычна на первый взгляд. После школы поступал в одно высшее учебное заведение, но вовремя понял, что это – не для него и ушел. Приехал в Нижний и поступил в театральное. По окончании принял предложение от одного из нижегородских театров, где и играет уже четвертый год. Не правда ли, все просто и обычно? Да, но не совсем. В свои 24 года Игорь Кириллов уже является лауреатом двух театральных конкурсов, а его творческий «багаж» составляют более десяти ролей.
Справка: Игорь Кириллов родился в 1979 году в г. Морозовск Ростовской области.В 96-97гг играл в Камышинском театре. В 97-м поступил в Нижегородское театральное училища на отделение «актер театра кукол» (мастер курса - Рузанна Вандиковна Бунатян, преподаватель драматического искусства - Фирстова Елена Борисовна). В 2001-м принял предложение о работе в театре «Комедiя». Лауреат конкурса «Поют актеры драматических театров» (2001г.) и Первого открытого театрального фестиваля-конкурса им. Евстигнеева (2004г.). Занят в спектаклях: «Дураки», Tabernaria, «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Моя прекрасная Элиза», «Лисистрата», «Губы Мика Джаггера», «Сказка о царе Салтане», «Кьоджинские перепалки», "ОбломOff" и др.
Игорь, как все начиналось?
И.К. - В свое время, когда я окончил школу, то поступал в Высшее Военное командное училище связи в Томске, но успешно провалил экзамены. Я приехал туда и вдруг понял, что это все-таки – не мое. Вернулся домой, в Камышин. Совершенно случайно встретил знакомую девушку, работавшую в нашем драматическом театре, при котором была кукольная театр-студия «Калейдоскоп». И она мне предложила показаться главрежу. Ну а почему бы нет, собственно говоря? Вся моя прошлая жизнь складывалась таким образом, что мне часто приходилось бывать на сцене, выступать в разных конкурсах, КВНах, СТЭМах… Я пошел, показался и год проработал в основном составе этого театра-студии и во вспомсоставе театра драмы. А в 97-м приехал в Нижний с твердой уверенностью, что хочу поступать именно на кукольное отделение.
Сложно было поступать и учиться?
И.К. - Я приехал сюда с одной целью – поступить. Даже на экзаменах я был спокоен. Другие абитуриенты волновались, бегали, а я просто сидел и читал книгу. Вызвали меня, я отложил книгу, вошел, отчитал свое, а потом опять сел в уголке и открыл книгу. С абсолютно отсутствующим выражением лица. Это всех жутко интриговало, а я и сам не мог объяснить, почему так себя вел.
Вот учиться было намного сложнее. Я же пришел с уже какими-то своими штампами актерскими… Вернее, не с актерскими пока еще, а с самодеятельными, которые я приобрел за время выступления на подмостках. Было очень сложно себя ломать и я не уверен, что до конца это все из себя вытравил.
Как домашние отнеслись к тому, что Вы пошли «в актеры»?
И.К. - У меня отец – военный, поэтому ему сложно было примириться, что сын уходит в актерство, а не по его стопам. Да он и не ожидал, что я поступлю. Даже когда я сюда приехал и учился уже, он все-таки относился к этому несколько скептично. Но сейчас знает про театральную жизнь России гораздо больше, чем я. Часто мне звонит и рассказывает, что где произошло.
А как Вы в «Комедiю» попали?
И.К. - Вообще было несколько приглашений от театров кукол (Набережные Челны, Новоуральск, Камышин, Рязань, Нижний Новгород - сейчас все и не вспомню уже) и два – в драматические. Меня приглашали в Рязанский ТЮЗ и сюда, в «Комедiю».
У меня был тогда очень сложный период. Я последние более, чем полгода учебы жил в училище в гримерке, потому что у меня не было денег даже для того, чтобы снять себе элементарную комнату. Как-то, после очередного показа на учебной сцене спектакля «Дикий», ко мне подошли актрисы театра «Комедiи» с предложением: «Не хотел бы ты остаться в Нижнем, в «Комедiи»?» Про этот театр я тогда вообще ничего не знал. Слышал только, что это самый плохой театр в городе. Серьезно! У нас даже такое проклятье было среди студентов: «Чтоб ты пошел работать в «Комедiю»!» Я выдал им только оно условие: «Мне нужна комната». Они ушли, а за пару недель до выпускного экзамена пришли вновь: «Да, мы дадим тебе комнату, оставайся здесь.»
Я не знаю, почему я остался в Нижнем, ведь в Рязани, например, мне предлагали квартиру. Я уже, видимо, за четыре года учебы просто полюбил этот город.
Изменилось ли Ваше отношение к «Комедiи» за время работы в этом театре?
И.К. - Изменилось. Так ведь и театр изменился! «Комедiя» переехала в новое здание в 2000 году, а я пришел в нее в 2001-м. Говорят, что театр поднялся из-за того, что переехал в новое здание. Совсем нет! Он изменился от того, что актеры получили нормальную площадку для работы. И получили именно этого директора, который постоянно приглашает новых режиссеров. У нас есть Семен Эммануилович Лерман, к нам приезжают Белякович, Невежина, Саркисов, Трифонов… И актеры, получившие возможность работать с разными режиссерами, раскрываются полностью, всем своим талантом. Вот театр и изменился.
И я безумно люблю труппу, в которую попал. Я сейчас буду, наверное, выглядеть как кулик, который хвалит свое болото… Но такой душевной, хорошей и такой поддерживающей труппы, как у нас, я не видел нигде. Можно к любому обратиться с какой-либо просьбой или вопросом, и каждый тебе поможет, подскажет, объяснит. Это сложно объяснить, в этом нужно жить. Не знаю, что там будет в будущем. Но сейчас это та труппа, самая главная для меня, с которой я работаю, и это те актеры, с которыми я выхожу на эту сцену. И как минимум восемьдесят процентов моего успеха на сцене в действительности зависят от них.
Можете ли Вы сейчас вспомнить свои первую роль и первый выход на сцену? Ощущения и впечатления?
И.К. - Первая роль у меня была Фавна во «Сне в летнюю ночь». Это был так называемый ввод. Ну а ощущения… Всегда есть какое-то определенное волнение, какой-то определенный мандраж перед любым спектаклем. Тем более, когда премьерный спектакль, тем более, когда впервые выходишь на незнакомую сцену. Конечно же, меня тогда колотило… Ведь главное, когда рисунок выдерживаешь не только ты один, а нужно это делать вместе со всеми и так, чтобы это было гармонично. А это тогда было очень сложно для меня, так как каких-то масштабных репетиций не было. Я даже не знал спектакль целиком. Знал только свои выходы, и что мне надо сделать. Были волнение и желание не облажать остальных. Помню, что у меня почти весь спектакль очень сильно тряслись ноги.
Какая из последующих ролей пошла на мах, то есть оказалась «под Игоря Кириллова», а какая помучила?
И.К. - Для меня не было ни простых, ни сложных ролей. Не было сложных, потому что я надеюсь, что будут еще сложнее… А простых не было потому, что простых ролей вообще, на мой взгляд, не существует. Такое, что прочитал - «Да, я хотел бы это сыграть!» - это было не раз. А вот так, чтобы прочитал и - «Да, это моя роль! Я знаю, как все это делать!» - на самом деле это все полная фигня! Невозможно знать, в какие рамки тебя поставит режиссёр и какие задачи он тебе обозначит.
В Вашем репертуаре есть и 17-летний мальчишка, и 33-летний Обломов. То есть роли, отличные от Вашего настоящего возраста. Что проще сыграть?
И.К. - Сейчас мне, естественно, сложнее сыграть 33-летнего, так как не знаю, как себя чувствуют в этом возрасте, как себя ведут. Мне гораздо проще вспомнить себя в 17 лет и использовать эти знания. Но это все быстро меняется, потому что, чем старше становишься ты, тем тебе сложнее играть героев, которым меньше, чем тебе лет. В этом, собственно и определяется один из уровней мастерства. Нужно уметь на сцене показаться либо старше, либо моложе, чем ты есть на самом деле.
В марте этого года Вы стали обладателем премии Первого открытого театрального фестиваля-конкурса им. Евстигнеева. Роль Обломова была признана «Удачным дебютом молодого актера»…
И.К. - Мой образ Обломова был решен на том, что по своей внутреннему самочувствию, по своему характеру, он все-таки остался именно на подростковом уровне. И не важно, сколько ему по-настоящему лет. Так это решил режиссер Валерий Саркисов. Обломов чистый человек. Чистый от того, что лишен всех жизненных тягот и проблем. Не зря же говорят, что человека воспитывают проблемы: чем больше проблем на него свалится, тем опытнее становится он. А Обломов неопытный, потому что когда-то изначально он понял вдруг, что не хочет понимать окружающий мир, не хочет с ним взаимодействовать, не хочет становиться опытным человеком. Потому что это шло бы уже против его нутра!
Я не знаю, насколько удачно сделана эта роль. Я не знаю ни одну из своих ролей, про которую я бы мог твердо сказать – да, она хорошо сделана. Даже по реакции зрителей мне сложно сделать такой вывод.
Как Вам стало известно о победе? За минуту до того, как вручили Золотой Кипятильник?
И.К. - Да нет, конечно же несколько раньше… Мы же работали, создавали антураж церемонии награждения. Так что меня проинформировали об этом за несколько дней, но я не знал, за что именно я получу премию. В списках награждаемых не указывались фамилии, стояли только театры. И кто-то из наших сделал предположение, что актер театра «Комедiя», обозначенный как «Удачный дебют молодого актера» – это Кириллов.
Я, конечно же, внутренне готовился ко всему этому, но когда сказали и я вышел на сцену… Какая там внутренняя готовность, я думал как бы мне в обморок не упасть! Меня начало всего трясти… Правда, я сумел тогда сказать: «Спасибо всем тем, с кем я каждый вечер выхожу на эту сцену. Если бы не было их, то не было бы и меня, не было бы этой награды. И это награда всем нам». И это, собственно говоря, правда. Я так и считаю на полном серьезе, потому что невозможно сделать свою роль без партнеров.
И какова судьба этого Кипятильника?
Ну какова судьба? Ничего, нормальная. Дело в том, что они перепутали статуэтки и мне вручили кипятильник за роль без слов. Я так его поставил здесь, полюбовался, а потом все-таки решил подойти. Они говорят, мы тебе все поменяем. Проходит месяц, подхожу опять… Они: «А что, тебе не нравится?» Я говорю, что награда-то вроде как не моя, а актрисы из Дзержинска… С чего бы она будет у меня находится? «Ну мы тебе переделаем!». Забрали и до сих про ее нет.
Это уже не единственная Ваша театральная премия?
И.К. - Нет, в 2001 году я стал лауреатом конкурса «Поют актеры драматических театров». Я должен был ехать в Москву, но отказался. Посчитал, что и мой номер, и я недостаточно хороши, чтобы представлять Нижний Новгород на московском международном фестивале им. Евстигнеева. Ну он не плохой, но… На выпускном экзамене по вокалу я сделал номер, который в свое время показывал Сергей Образцов: две куколки на пальцах, изображающие влюбленную парочку под песню «Мы сидели с тобой у заснувшей реки…» Я повторил этот номер и на конкурсе, слегка его видоизменив, и он очень понравился жюри. Я же считаю его плагиатом. Образцов его придумал, вымучил, а я всего лишь взял и повторил…
Насколько послушный актер Игорь Кириллов? Вступает ли в споры с режиссером, если их точки зрения расходятся?
И.К. - Ну я стараюсь не спорить. Режиссер есть режиссер и актер должен выполнять его указания.
То есть такой вот неконфликтный человек?
И.К. - Нет, я очень конфликтный человек. Я не всегда умею держать язык за зубами. В этом моя очень большая ошибка. Я вроде как не пытаюсь спорить или что-то доказывать, но иногда бывает, когда просто эмоции перехлестывают через край. И тогда я начинаю разевать рот и говорить всякие непотребные вещи… (усмехается)
И чем это заканчивается?
И.К. - Ну чем это может закончится? Что режиссер расплачется и уйдет, что ли? Нет, конечно же. Да ничем не заканчивается! Повякал-повякал Кириллов и замолчал. И все.
Есть, правда, некая обида на режиссеров. Но это уже касается предлагаемых ролей.
То есть?
И.К. – Используя меня как комедийного актера, они как бы не видят другого Кириллова. И не потому что я им не показался другим. А потому что… «О, да, классно получается, ну и делай так и дальше!» И так из роли в роль… «Супер! Замечательно! Слушай, лучше тебя никто этого не сделает!» Раз, второй, третий… В конце-концов это уже поперек горла стоит, прыгать постоянно горным козлом по сцене...
И какая тогда роль-мечта?
И.К. - Да я бы все роли хотел сыграть. По очереди.
Даже те, где надо прыгать козлом по сцене?
И.К. - Да. Только тогда актер становится профессионалом, когда, во-первых, он работает с разными режиссерами, а во-вторых, когда он работает в разных характерах. Да, я уже понял, что я умею хорошо кривляться на сцене. Мне хочется теперь и что-нибудь другое сыграть, серьезное. Тот же Обломов…Я не считаю, что в нем я как-то несерьезно веду себя на сцене, не смотря на то, что спектакль обозначен как комедия. Да, я действую и существую в характере, который задан мне режиссером, но там же есть трагедия. Пускай она подана легко! Это самое сложное – говорить о сложных вещах просто. И когда я умираю в конце, я же не говорю с патетикой «Да, человек умер. Ну и ладно!». Я говорю просто: «Ну и ладно…» И все.
В программках некоторых спектаклей стоит интересная фраза - «помощник режиссера Игорь Кириллов». Что сие значит?
И.К. - Это значит, что в данном спектакле я не только актер, но и человек, который отвечает за то, что происходит на сцене во время спектакля.
Вообще работа помрежа начинается еще на репетициях. Даже если он не занят в спектакле, он все равно приходит. У него есть свой экземпляр пьесы, в который он вносит все замечания режиссера, соответствующие правки. Перед спектаклем помреж проверяет правильно ли установлены декорации и заряжен реквизит, а во время спектакля следит за выходом актеров на сцену, за соблюдением режиссерских задумок. Еще – крутит круги на сцене для смены декораций.
Я работаю помрежем уже почти год и могу сказать, что это довольно-таки сложная и утомительная профессия. Но сейчас здесь я занимаюсь тем, чем я действительно хочу заниматься. Чтобы не зарабатывать на разных халтурах, от которых меня просто коробит, я решил все свое умение какое-никакое, сосредоточить именно на работе в театре, потому что я получаю удовольствие только от работы в театре. И неважно кем.
И Вам хватает «театральной» зарплаты? Или есть и другие заработки?
И.К. - Есть. Например, в телепрограмме «Чики и Микешка» я играю Микешку. Я же по образованию актер театра кукол. А телевидение, это тот же театр, только на экране. И разницы здесь никакой нет. Да, это кошмар, когда шесть часов на коленях за столом стоишь, тем более, для меня, с моими больными ногами. Но это – театр. И от этого тоже получаешь удовольствие, хотя и устаешь как собака…
Еще – реклама на ТВ. Я снимался в нескольких рекламных роликах. Рекламировал пластиковые окна, сбербанк, какие-то краски и витамины…
А как туда попал?
Довольно традиционно. Люди, которые снимают рекламу, они же не берут людей с улицы, а ищут какие-то типажи, ходят по театрам… Однажды мне позвонили и предложили «показаться». Я принес свои фотографии, заказчик одобрил, меня занесли в картотеку и все понеслось. Один рассказал другому, тот – третьему и т.д. Я не скажу, что я звезда экрана, звезда рекламы… Но время от времени случается так, что я снимаюсь в рекламе и не вижу в этом ничего плохого.
О чем думает Игорь Кириллов пред выходом на сцену?
И.К. - Стараюсь ни о чем не думать. Я противник того, что человек должен сидеть перед спектаклем и настраиваться специально. Могу просто повторить текст. Иногда для разрядки я прошу наших девочек-радисток за десять минут до первого звонка поставить какую-нибудь мою любимую песенку эмоциональную. И просто тупо скачу по сцене, мотая головой и закрыв глаза. Вот так несколько минут поскачу, песня закончилась, я убегаю со сцены. Первый звонок…
Ваша пластика выдает в Вас человека, дружащего со спортом…
И.К. - Я в детстве профессионально занимался футболом, играл в спорт-классе, и даже было время, когда должен был выступать за одну нашу местную команду, которая потом вышла в высшую лигу. Но из-за болезни ног в 11 лет с футболом пришлось расстаться. Год пролечился и увлекся у-шу. Потом были кик-боксинг и тайский бокс, даже занял третье место в Российских соревнованиях по кик-боксингу.
Есть ли у Вас какая-нибудь жизнь вне театра? То есть на что-нибудь еще хватает времени? Когда, например, в последний раз был как зритель в другом театре или брали в руки книгу?
И.К. - Времени не хватает катастрофически. Как зритель в театре? Дай бог памяти-то… Я ходил в последний раз в драму на «Гамлета», а в ТЮЗ – на «Крошку». Это было где-то с год назад, потому что у меня работа такая, я здесь каждый день, с одиннадцати утра и до девяти вечера.
Вот на книги стараюсь находить время всегда. Когда мне хочется дать покоя своим мозгам, то лучшего покоя я не знаю, чем Стивен Кинг. Читаю его и отдыхаю. Главное, что над этими книгами мне не надо думать. Вот я еду после рабочего дня в автобусе, открыл книжечку и читаю… Интересно и голова не работает…
Ну, естественно, я периодически пытаюсь читать и серьезные книги. Как-то на третьем или втором курсе еще перечитал всю «Божественную комедию» Данте. Но вряд ли я сейчас уже вернусь к ней, потому что мне и так хватает нагрузки выше крыши. Месяц назад еще перечитал Достаевского: «Игрока», «Бедные люди»… Иногда просто возникает потребность вернуться к чему-то подобному.
19 июня в «Комедiи» было закрытие сезона. А чем вообще занимаются актеры летом?
И.К. - Да кто чем…. Абсолютно про всех мне сложно говорить. Кто-то, кому позволяют материальные возможности, едет отдыхать на юг, а кто-то отдыхает просто на даче. Кто-то халтурит… Лично я стараюсь положенные 25 или 28 календарных дней июля максимально отдохнуть от работы, так как здорово выматываюсь за сезон. Обязательно каждый отпуск хотя бы на неделю езжу домой, к родителям. Ну а потом – по-разному… Каких-то особенных способов проводить отпуск у меня нет. Купаюсь, загораю, проветриваюсь, одним словом… В прошлом году, например, ездил к друзьям в Москву. В этом году тоже поеду, уже в ближайшие дни. Хочу попробовать поступить на заочное отделение…
Куда?
И.К. - Мне бы не хотелось пока об этом говорить. Сначала надо поступить….
Но это будет связано с театром?
И.К. - Да, конечно же! Просто пока хочу сохранить это в секрете.
Так что нынешний отпуск у меня будет за пределами Нижнего. А уже в конце июля мы выйдем на работу. Начнется подготовка к новому сезону.
Обломов в разговоре с Ольгой довольно точно охарактеризовал себя как толстый, ленивый и глупый. Какими тремя прилагательными может охарактеризовать себя Игорь Кириллов?
И.К. - (После долгой паузы) Даааа… Это действительно вопрос… (хитро улыбается) Я в одном прилагательном себя охарактеризую – хороший.
(фото А. Ивасенко)
(июнь 2004 года)
|