|
Почти весь декабрь в Кремлевском концертном зале - концерты юбилейного фестиваля, посвященного 65-летию Нижегородской (Горьковской) филармонии. На подобные торжества принято приглашать друзей, а потому концертная программа декабря полна знакомыми именами: Юрий Башмет, Наталья Гутман, Дора Шварцберг, Александр Гиндин, Даниил Крамер, Николай Петров...
Открыли цикл фестивальных концертов Дора Шварцберг (Австрия) и Хорхе Боссо (виолончель, Аргентина). Скрипачка Дора Шварцберг в каком-то особом представлении не нуждается, так как является частой гостьей нижегородской филармонии и постоянной участницей Сахаровских фестивалей. К сожалению, из-за болезни, Дора не смогла принять участие в последнем, седьмом фестивале им. Сахарова, но основную часть заявленной тогда программы она привезла на этот фестиваль, удачно соединив в одном вечере камерную музыку Кодаи, Брамса и Шумана с произведениями различных композиторов, написанных в стиле танго:
- Вообще я как-то стараюсь, если это совпадает с желаниями и возможностями приглашающей стороны, играть то, что хочется, например, "Квартет" Брамса. "Дуэт для скрипки и виолончели" Кодаи тоже очень хотелось сыграть. Мы с Хорхе Боссо его уже играли, это прекрасная музыка. Насколько мне известно, здесь раньше Кодаи не игрался. А Шуман вообще нигде не игрался. Эти пьесы были написаны когда-то Шуманом для педального рояля, ныне несуществующего. Но мой давнишний партнер по трио Виктор Деревянко сделал обработку для рояля, скрипки и альта и получилась совершенно изумительная, потрясающая своей красотой музыка.
Второе отделение – это цикл танго. Я обожаю танго и люблю его играть. Эта музыка основана на человеческих чувствах. Она освобождает, а мне хочется себя чувствовать свободным человеком, особенно после моих последних испытаний... Тем более, что танго мы уже играли и в Италии, в Англии, в Австрии, и в России (в Костомукше).
Сейчас пошел некий всплеск интереса к танго. Буквально неделю назад мы приехали из Буэнос-Айреса, где (с большой опаской) тоже его играли. Ну представьте картинку: русская еврейка приехала в Буэнос-Айрес играть танго! Мы слушали там совершенно потрясающих музыкантов, которые играют танго, мы видели людей, которые увлеченно слушают танго и танцуют танго…
Реализовать желание играть танго, Доре Шварцберг помогает 36-летний виолончелист, композитор и дирижер из Аргентины Хорхе Боссо. На открытии фестиваля прозвучали его работы, написанные в этом стиле и посвященные именно Доре Шварцберг. Их знакомство произошло год назад:
Д.Ш. - Дело в том, что я уже играла когда-то два танго и Хорхе услышал мои записи. Он написал для меня несколько вещей, во время студийной работы над которыми и произошло наше знакомство. Мы начали вместе играть, слушать музыку и постепенно подружились. Танго Пьяццолы он аранжировал специально для меня и не хочет, чтобы его играл кто-то другой...
Хорхе Боссо пока, к сожалению, мало известен российской публике. Впервые он приехал в Россию этим летом вместе с Дорой Шварцберг для участия в XV Международном фестивале камерного искусства в Костомукше. Наслушавшись от некоторых коллег сетований о том, что русская публика очень холодная, он был приятно удивлен просто фантастическим приемом, оказанным ему костомукшанами.
Справка: Хорхе Боссо родился в Буэнос-Айресе. Там же изучал в университете композицию по классу виолончели у Роберта Каамана, продолжив позднее обучение в Швейцарии у известных виолончелистов Пауля Сазбо и Роберта Коэна. Начал сочинять музыку еще во время учебы. Наиболее яркими примерами его богатого и экспрессивного языка могут служить "Семь Писем к Семи Церквям", "Ностальгия..." и особенно произведение, посвященное греческой поэтессе Сафо. В настоящий момент Боссо пишет виолончельный концерт для Коэна, премьера которого состоится в следующем году в Лондоне. Хорхе Боссо известен также как прекрасный аранжировщик, создавший ряд работ для Italian Radio Orchestra и Swiss Italian Orchestra from Lugano.
Разносторонне одаренный музыкант, Х. Боссо активно концертирует, постоянно принимая участие в фестивалях Италии, Франции, Швейцарии, Австрии.
- Хорхе, насколько мне известно, на фестивале в Костамукше вы не только выступали как виолончелист, но и играли в футбол в составе сборной артистов против сборной журналистов...
Х.Б. - (смеясь) О, Вы и про это знаете? Да, было такое! На моей родине это, как известно, самый популярный вид спорта и среди футболистов мирового ранга немало аргентинцев: тот же Марадонна. Но я не являюсь активным поклонником футбола, так играю иногда... В Костамукше я был нападающим...
- Существует такой термин "загадочная русская душа". Можете ли вы сказать, что разгадали эту загадку, написав произведения для русской исполнительницы?
Х.Б. - Загадочная русская душа? Никогда такого не слышал... (улыбается). Дело в том, что сейчас уже нет русской школы, французской, итальянской или английской. Есть мировая музыка. Современные композиторские тенденции - в комбинировании разных школ и направлений, в активном заимствовании каких-то моментов различных национальных культур. Мой цикл танго - это новый взгляд на данную музыку. Конечно, в разных странах разное восприятие, но я стараюсь максимально раскрываться в своих работах, чтобы быть понятным любой аудитории.
Судя по реакции зала, "Мысли о танго", "Медленный огонь", "Войти в состояние танго" Хорхе Боссо и его обработки произведений Пьяццолы оказались понятными нижегородской публике, в очередной раз напомнив о том, что настоящая музыка не имеет границ. Знойное аргентинское танго оказалось востребованным зимним российским вечером.
(декабрь 2002 года)
|