|
Кого чаще всего изображает ребенок, рисуя цирк? Да, на его листочках можно встретить и животных, и акробатов, и жонглеров. Но абсолютным "лидером" цирковых рисунков является все-таки клоун. И это понятно. Можно представить цирк без гимнастов и жонглеров, можно (с большой натяжкой) представить цирк без дрессированных собачек и обезьян, но цирк без клоуна - просто невозможен. Грустный или веселый, лиричный или озорной, он является неотьемлимой частью любого, даже самого маленького и непритязательного цирка-шапито и уж тем более большой и серьезной программы.
У гостящей в Нижнем Новгороде "Экзотики планеты" клоунов двое. Брюнет и Блондин, Старый и Молодой, Отец и Сын, Александр и Олег Кук. Обаятельные и равноправные партнеры на арене, вне ее они делят "сферу деятельности" пополам. Как старший, Александр, не любит фотографироваться, так младший, 23-летний Олег, стесняется давать интервью, предоставляя возможность отвечать на многочисленные корреспондентские "Почему?" своему отцу.
- Александр, Вы выступаете вместе с сыном. Как и когда появился этот дуэт?
А. К. - Появился он совсем недавно. Пять лет назад Олег начал работать акробатический перш. Спустя два года я предложил ему сделать на этой основе
комический номер "Акробат на перше", который вы могли увидеть в начале этой программы. Потом я начал потихонечку "втаскивать" сына в клоунское дело.
Давалось ему все это очень сложно, но сейчас, вроде, уже что-то стало получаться... И вот уже три года мы работаем дуэтом.
- Осложняет или упрощает работу то, что Ваш партнер - Ваш сын?
А. К. - Да я бы не сказал, что осложняет. Скорее наоборот. Доверия в данном случае больше, потому что, если партнер - посторонний человек, у него свои эмоции, свои взгляды на жизнь. А жизнь всегда мешает работе - это извечная история. А тут - свой человек...
- А как Олег относится к тому, что, работая с Вами, находится под постоянным родительским контролем?
А. К.- Да никакого контроля тут нет. Идет передача опыта, не более того. Я ему передаю то, что узнал за многие годы работы в цирке…
- У Олега великолепная физическая форма. Он занимался каким-то видом спорта?
А. К. - Нет, он не занимался спортом совершенно. Как-то натаскивать в этом плане начал его я уже на манеже. С 18 лет он занимается акробатикой... В процессе работы Олег понял, что ему это может пригодиться, и теперь усиленно качается. Но делает это с дальним прицелом. Сейчас он готовит воздушный номер на ремнях. Это практически то же самое, что и гимнасты на кольцах, но только несколько сложнее, так как там нет никакого захвата для рук.
- Олег женат?
А. К. - Он холостой у меня, не хочет пока жениться. Считает, что рановато. Я ведь сам женился в 27, так что, наверное, он просто и в этом по моим стопам идет.
- Когда он знакомится с девушками, то как они реагируют на его профессию?
А. К. Так ведь чаще всего его сначала на арене видят, а потом уже знакомятся. Так что его профессия их уже не пугает.
- Насколько мне известно, вы из цирковой семьи, насчитывающей несколько поколений. А можно об этом чуть подробнее?
А. К. - Да, я уже четвертое колено в династии Куков, а сын - вообще пятое.
Все началось из Африки, из английской колонии Сомали. Именно оттуда мой прадед попал во французский цирк, отправляющийся на гастроли по тогда еще дореволюционной России. Один из его сыновей, Вильямс Кук, дядька моего деда, осел в Севастополе, открыв свой частный цирк. Он-то и забрал моего деда с его сестрой к себе и сделал номер им на слоне, который в последствии стал невероятно популярен и известен. Его даже описал в одном из своих произведений Куприн. Был такой знаменитый слон Ямбо, который мог стоять на задних ногах на тумбе, пока на трапециях, прикрепленных к его большим бивням, два 14-летних чернокожих подростка выполняли различные акробатические упражнения. Это и были мой дед и его сестра. Смотрелись они очень интересно.
Позднее, когда дед подрос, то сделал номер "Акробаты на лошадях", став жокеем-наездником. И вот с тех времен пошел род Куков уже жокейский. Мой отец был жокеем, да и я с 12 лет начал официально выступать именно как жокей, отработав в этом амплуа 27 лет.
- Как и почему произошел переход жокея Кука в коверного Кука?
А. К. - Еще во времена жокейства я попытался внести в номер элементы некой клоунады, то есть соединил лошадей и комический вариант работы. Ну а почему я это сделал... Меня всегда тянуло к подобному. Я с самого детства все свое время проводил рядом с коверными, потихоньку перенимая их опыт.
- Есть клоуны, которые использовали минимум грима в работе: Марчевский, Никулин. У Вас гораздо больше краски на лице. Что это - дань "клоунской моде" или одна из составляющих образа коверного Александра Кука?
А. К. - Ни то, и ни другое. Мне, как клоуну, с моим темным лицом просто необходим грим и именно в таком количестве.
- Почему?
А. К. - Без грима у меня совершенно не "играют" глаза, не "играет" рот, то есть нет необходимое для работы маски. Когда же я в данном гриме выхожу на манеж настоящего цирка, то у меня есть игровой вариант в лице, его становится видно даже на последнем ряду. От этого я уже и отталкиваюсь в своих репризах... Но я всегда был противником большого грима типа буффонадного: когда надевается большой нос, рыжий парик или, наоборот, делается лысина. Я считаю, что смогу справиться и без этого.
- Бытует мнение, что клоуны и технический прогресс – две несовместимые вещи…
А. К. - Ну почему... У нас, например, много разных реприз, так или иначе связанных с разными техническими устройствами. Это и фейерверки разные, и пускание слез из глаз... И практически все эти устройства мы делаем сами, своими руками. Мы даже иногда сами свои сценические костюмы шьем. Дорого все это заказывать, а Москва на нас, скажем так, не особо сейчас обращает внимание в плане материальной помощи.
- Выступали ли Вы за рубежом?
А. К. Был за рубежом еще когда работал жокеем. Так как это было еще при СССР, то ездили мы в основном в соцстраны, потому что "куда посерьезнее" с лошадьми тогда было крайне сложно выбраться. А как коверный выступал в Румынии и Польше.
- Как там воспринимается российская клоунада?
А. К. - Это же соцстраны бывшие, поэтому там-то нормально. А вот на Западе... Я не работал там коверным, но видел, как работают другие. Там совсем другая цирковая культура и наш юмор там зачастую не проходит. В Японии или Америке, например, лучше идут репризы, если в них, кроме коверного, занято еще и какое-нибудь животное. Вот такие номера им просто по кайфу. Сложно предугадать, кому чего надо, ведь каждый клоун знает публику именно своей страны, не более. Поэтому, когда мы туда приезжаем, то приходится учиться прямо в процессе работы.
- Существует такое мнение, что работа клоуном - "не бей лежачего". Вышел, покривлялся и убежал. Это мнение человека от цирка постороннего. А как на самом деле: легко или сложно быть клоуном?
А. К. Сложно. И в первую очередь морально. Есть и некоторая физическая нагрузка (особенно в репризах с элементами акробатики), но более утомляет именно моральная ответственность. Коверный работает не просто номер, как это делают остальные артисты: вышли, отработали 5-10 минут и убежали свободные. Он должен пахать оба отделения в любом случае, два с половиной часа сохраняя себя в "рабочей форме". И, что бы ни случилось, в любом ситуации, приходится выходить на манеж. У меня так уже было в жизни. Умер папа, а мне надо было отработать в тот день три представления. Вообще у нас администрацией запрещено приносить артистам телеграммы перед выступлением, но охранник почему-то нарушил этот запрет и я прочел ее прямо перед выходом на арену. Ну и что? Я же не мог бросить программу! И так и отработал все три представления, потому что от меня там все-таки что-то да и зависело...
- Есть целая серия анекдотов, в которых встречаются, например, русский, француз и американец или англичанин и не находят общего языка. Как по-Вашему, если встретятся клоуны из разных стран, сумеют ли они "сговориться"?
А. К. - Абсолютно точно сговорятся. Коверные всегда найдут общий язык, на каком бы языке они не говорили, потому что это будет идти уже от внутреннего состояния клоуна. Тут у нас завязка абсолютная. Другое дело, что зритель везде разный.
- Что для Вас значит понятие "клоун" - это просто профессия или же, все-таки, стиль жизни, состояние души?
А. К. - Скорее всего, на 80 процентов это профессия, но когда я выхожу на манеж, это уже состояние души.
- Клоунам так редко хлопают... Вам не обидно?
А. К. - Нет. Такова наша работа. Да, клоун забавен, мил, но он лишь заполняет паузы.. Реквизит для следующего номера поставили - уходи, ты свое дело сделал.
- Сложно ли рассмешить клоуна?
А. К. - Вообще клоуны - очень разные люди. Есть такие, что по жизни очень серьезные, а есть - грустные на манеже, и, тем не менее, смешливые в жизни.
- А конкретно клоуна Александра Кука сложно рассмешить?
А. К. (улыбнувшись) - Ну я могу посмеяться над некоторыми шутками и пародями, что показывают в различных тв-программах. Но только над некоторыми!
- А что у Вас может вызвать слезы?
А. К. - Очень многое. Например, какие-то воспоминания.
- Мне повезло, я видела клоуна без грима. У вас грустное выражение лица и очень грустные глаза. А какой у Вас характер по жизни?
А. К. (задумавшись) - Ой, я даже не знаю. Я, конечно же, люблю шутки и дуракаваляние, но по жизни я средний, наверное, какой-то...
- Можете ли Вы быть "душой компании"?
А. К. - Да, могу. Особенно если слегка выпью для расслабления.
- Вам уже за 50. Как долго Вы еще собираетесь смешить публику?
А. К. Не знаю. Зритель подскажет сам, когда мне пора будет собираться на пенсию. Тогда и уйду.
- То есть передадите репризы Олегу для сольной работы?
А. К. - Я не знаю, будет ли он потом работать клоуном, особенно если сможет подготовить свой акробатический номер. Там будет видно... (улыбнувшись) Ну а я уйду на рыбалку. Я рыбак заядлый и отдыхаю по-настоящему только у воды, с удочкой. В выходной удочки в руки и фьюить... Это летом. А зимой вынужден обходиться как-то без этого...
- Если бы не цирк, то чем бы Вы занимались? К чему у Вас лежит душа?
А. К. - Даже не знаю. Я не вижу себя без цирка, у меня вся жизнь прошла в нем. Я ведь даже родился практически в цирке.
(август 2001 года)
|