Танго втроем | |||||||||||||||
|
Изящные и тщательно отработанные движения, фантастическая пластика тела и эффектные трюки на велосипеде - все это номер "Танго", который представляют в цирковой программе "Эхо Азии" лауреаты фестиваля "РИМ - 2000" Александр и Ольга КОКОВИНЫ.
33-летний Александр Коковин - из известной цирковой семьи. Его отец, Рудольф Алексеевич Коковин, работал в цирке с середины 50-х годов, начав свою карьеру еще подростком. Был учеником акробата на шарах Рогаткина, потом - известного велофигуриста Польди, а чуть позже - Манского. В конце 70-х вышел на арену уже с собственным номером. Органично соединив акробатику с велофигуризмом, Рудольф Коковин стал первым цирковым артистом этого нового жанра. С 1981 года вместе с ним номер стал работать и сын: Александр - Не смотря на то, что я, как говориться, "родился в опилках", на сцену вышел достаточно поздно, в 13 лет. Сначала, пока вес был небольшим, работал "верхним" в колонне, стоя на плечах у более взрослых артистов... В середине 80-х мы еще работали группой 5 - 6 человек. Это была акробатика на велосипедах, с плечевой работой, с отрывными трюками (т.е. на одном колесе)... Ольга - Такими трюками тогда занимались только они. Да и сейчас никто даже и не пытается их повторить. А. - Сейчас их можно только увидеть на пленке в нашем "архиве". Там уникальные есть кадры, а записаны они были когда-то на простую кинокамеру. Я все боялся, что пленка окончательно испортиться и запись пропадет. А потом просто переснял все прямо с проектора на видеокамеру и теперь спокоен: на кассете вся информация сохранится. Это же исторические кадры, которые надо беречь, которые еще могут пригодится в плане некоего "учебного пособия". Вообще сейчас в цирке намечается тенденция отхода от всего традиционного. Сейчас артист должен не просто делать какие-то трюки, он должен еще и суметь преподнести их как-то по-новому. То есть, например, попытаться из трюка перейти в хореографию, а потом опять вернуться в трюк, и сделать это достаточно эффектно. Вот такие номера на европейском рынке очень ценятся. - Почему же у нас их нет? А. - Потому что, как только они появляются здесь, то их сразу "переманивают" в Европу. Там платят другие зарплаты, предлагают другие контракты, предоставляют другие условия для работы. - А вас не пытаются переманить? А. - Почему - "не пытаются"? После выступления в 199 году в Саратове мы уехали на фестивальные съемки в Рим. Потом были в Японии. После Японии - в Тунисе. Вот сейчас выступаем пока у вас... Наша работа интересна западным импресарио. Хорошо режиссер додумался вот в таком ракурсе сделать нам номер. Не смотря на то, что трюки все были придуманы мной, мне бы и на ум не пришло бы никогда, что можно вот так вот соединить велосипед и танго! По сути дела, велосипед стал не просто велосипедом, а как бы третьим участником "Танго". - Ваш номер называется "Танго" и вы действительно "танцуете" на велосипеде под музыку в стиле "танго". Как появилась эта идея и как она была воплощена в жизнь? А. - Все началось с режиссера - заслуженного артиста России Владимира Алексеевича Стихановского, который, набрав кассет с разной музыкой, попытался придумать новый ракурс нашему уже наработанному номеру. Под танго у него появились какие-то идеи. Они были тщательно продуманы, и когда мы приехали в студию для работы, оставалось только отхронометрировать найденную музыку и "заполнить" ее движениями и трюками так, чтобы никто не стоял. После того, как режиссерская работа практически закончилась, нами занялся балетмейстер - народный артист России, бывший солист балетной труппы Большого театра Дмитрий Евгеньевич Бегак. Потом - "чистка" движений репетитором, разработка эскизов и пошив костюмов, сборка реквизита... Вобщем, объем работы был проведен колоссальный. - Есть ли в Российском цирке еще номера, подобные вашему? Велика ли конкуренция? А. - На сегодняшний день велофигуризмом кроме меня занимаются только Радченко и Вартанов. Причем мой номер все равно отличается от их, так как они "чистые" велофигуристы, а я совмещаю "танец" с акробатикой. Это все раньше были групповые номера, в которых работало по 5 - 6, а порой и 8 человек. Но содержать такие номера очень сложно и дорого, да и найти им работу непросто. Соответственно каждый, кто мог что-то сольно делать, не стали поэтому больше набирать себе группы и выступают теперь в одиночку. Но! Этому же нигде не учат. В спортивных секциях можно научиться фигурному катанию на коньках, но не на велосипеде. Подобное умение передается от отца к сыну, как, например, в моем случае. И нигде ты себе партнера не найдешь, который уже умел бы ездить на велосипеде. Тут такая специфика, что если берешь человека со стороны, то его надо готовить. А чтобы у него стало что-то более-менее получаться в этом жанре, надо работать, как минимум, три года. И только после этого переходить к серьезным трюкам. Ну и о какой конкуренции на Российском рынке может идти речь? На всю Россию - три велосипеда! Они никак не смогут поперек горла друг другу стать. Тем более, что и уровень подготовки у нас разный, и стиль работы. - Подобные номера, как мне кажется, имеют большой процент травматизма... А. - Сам велосипед, если на него со стороны посмотреть, не представляет никакой опасности. Но это же металл! Ноги постоянно бьются о раму, какие-то ушибы неизбежны всегда. Да и с чего ты взяла, что только на велосипеде можно травмироваться? Так может быть в любом жанре! И с каната люди падают, и с вертушки... У меня отец отработал 45 лет в цирке. У него никаких серьезных травм, типа переломов, никогда не было. Конечно опасные ситуации возникали не раз, но он умел из них как-то выкручиваться. Я очень уважаю отца, считаю его большим Мастером. А мастерство, на мой взгляд, прежде всего заключается именно в умении не травмироваться. Если ты с самого начала приучен относиться к работе серьезно, то риск получить перелом становится минимальным. Тут кичиться переломами незачем, это скорее "минус" работы, а не "плюс". Были у меня растяжения, отбитые пятки и ладони, защемления, но серьезных травм я не получал никогда... О. - Только однажды, несколько лет назад, на гастролях в Болгарии, Саша сломал пятку прямо во время представления. Не смотря на это, номер он довел до конца. Да и потом целый месяц обходился без гипса. Просто подкладывал в тапочек какую-то специальную прокладку и... шел на сцену! А. - Номер в целом оставался прежним, вся разница была только в том, что мы выходили в темноте. Перед самым выходом - костыли в сторону и на велосипед. Пока ты на велосипеде, не видно же, что хромаешь... Включался свет и дальше все шло своим ходом. Отработал номер, спрыгнул на одну ножку на поклон - свет гас. Ну и в темноте упрыгивал за кулисы. - Саша, ты в цирке с детства. С детства учился быть цирковым и только. Если, не дай Бог, случился так, что травма не позволит тебе больше выступать, чем займешься? А. - А с чего ты взяла, что я больше ничего не умею? Был такой момент, когда я не мог работать непосредственно в цирке. Друзья помогли... Я тогда много чего переделал. Возил из Ижевска в Пермь пряники, а в Москву - пневматическое оружие, торговал на рынке американской обувью, распространял по магазинам мороженое... Даже сторожем успел поработать. Целых три месяца охранял офис какой-то страховой компании... - Ну не будем о грустном, а вернемся "в цирк". Насколько мне известно, Ольга сравнительно недавно появилась в номере... А. - Ну как это - "сравнительно недавно"? Я бы так не сказал... Десять лет назад мой отец ушел на пенсию и я, оставшись один, решил взять в номер в качестве ассистентки жену. Было очень сложно перестроится после группового номера на сольный. Когда работаешь в одиночку, нужно иметь определенные навыки и психологическую подготовку, так как весь номер все внимание зрительного зала приковано исключительно к тебе одному. Поэтому присутствие на манеже Ольги мне очень помогает. О. - Я вообще не из цирковой семьи. И по профессии - физик-атомщик. 15 лет назад, когда еще училась во Владивостоке, то случайно прошла отбор в балетную группу к клоуну Маю. Немного поработала с ним, а потом познакомилась с Сашей, попав в одну с ним программу. 11 лет назад мы поженились. Какое-то время была просто его женой, а когда его родители ушли со сцены, то стала ассистировать... - Саша, Ольга на сцене для тебя так и остается женой, или же она становится равноправным партнером по номеру? А. - Ольга - равноправный партнер. Она, в принципе, отрабатывает свою задачу "от..." и "до...". Я не стремлюсь сделать из нее велофигуристку, не хочу людей смешить: у нее же нет никакой, даже самой элементарной, подготовки. Мы просто когда-то пришли к выводу, что Ольга будет просто украшением номера. Она делает все через танец и великолепно с этим справляется... Единственное, что я не люблю... Если Оля на манеже, то есть на работе, то я считаю, что она уже не жена, а партнерша. И должна слушаться руководителя номера. И я не люблю, когда заставляешь ее делать что-то а она не делает, когда говоришь ей слово, а она в ответ - десять. О. (улыбнувшись) - Просто партнерша вдруг вспоминает, что она еще и жена... Ну и поступает уже именно как жена... А. - И начинаются разборки уже на другом уровне. Вот именно это я и не люблю. - То есть на сцене у вас, как я поняла, - полный патриархат. А в жизни? О. - В жизни у нас нет такого четкого разделения: кто в доме хозяин. А. - В основном всю работу по дому делает Ольга. Моя задача - обеспечить семью по мере возможности финансово. О. - Но и домашние дела ему не чужды. Может и постирать, и в магазин сходить, и приготовить... Когда он готовит на гастролях, вся программа просто поражается, что это он приготовил! А. - Я люблю готовить, но только под настроение... О. (улыбнувшись) - Ему это не выгодно! Когда готовлю я, то этого хватает надолго, а когда он - то съедается за вечер. - Саша, я понимаю, что с такой работой свободного времени ни на что практически не остается. Но может быть все-таки есть какое-то увлечения-развлечения от цирка? А. - Есть. Летом это рыбалка, а зимой - компьютер. Года три назад купил ребенку игрушку и сам как-то незаметно увлекся. Там же игры есть для разных возрастов. Выбираешь, что нравиться и развлекаешься вечерком... - Ваш сын еще не говорил, что хочет стать продолжателем семейной традиции? А. - Есть такая поговорка, что природа отдыхает на детях "звезд". К счастью, в моем случае она не оправдалась. Как будет с Дмитрием, пока не знаю. Он же еще ребенок, ему всего 10 лет. Мы с ним понемногу занимаемся, но каких-то железных планов относительно своей будущей цирковой карьеры он пока не строит. (июнь 2001 года)
|
||||||||||||||